Производители автобусов в России

Производители автобусов в России

Автобус – вид общественного транспорта, который появился в России еще до Октябрьской революции 1917 года. До тридцатых годов прошлого века он был представлен только машинами иностранной сборки. Первые автобусы российского производства были собраны на заводе имени И. А. Лихачева.

Сегодня основной корпорацией, объединяющей предприятия по сборке автобусов разных категорий, является «Группа ГАЗ». В дивизион «Автобусы», принадлежащий этому холдингу, входят Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Курганский автобусный завод (КАвЗ). Техника дивизиона «Русские автобусы» «Группы ГАЗ», составляющая примерно 80% российского рынка, работает на различных видах топлива – бензине, дизтопливе, газе. Все модели отвечают современным экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, некоторые модификации относятся к перспективному классу Евро-6.

Автобусные заводы «Группы ГАЗ»
Павловский автобусный завод
Этот российский производитель выпускает автобусы средних и малых габаритов, спецавтобусы, используемые полицией, охраной и другими службами. На долю продукции ПАЗ приходится более 50% российского рынка автобусов. Ежегодно с конвейерных линий этого предприятиях сходит более 10 тысяч единиц такой техники. Популярность автобусов ПАЗ объясняется демократичной стоимостью и невысокими эксплуатационными расходами.

Курганский автобусный завод
Ориентирован на выпуск среднегабаритной, в том числе специализированной техники, рассчитанной на эксплуатацию на городских, пригородных, междугородных маршрутах. Важное направление – сборка школьных автобусов, соответствующих повышенным требованиям безопасности. С 2011 года началось оснащение транспорта двигателями Cummins, соответствующими экологическому стандарту Евро-5. За годы существования в России этого крупного производителя автобусов с его конвейерных линий сошло более 440 000 машин.

Ликинский автобусный завод
Предприятие специализируется на производстве крупных и особо крупных машин, предназначенных для городских маршрутов и междугородных перевозок. Сегодня ЛиАЗ выпускает 20 ведущих моделей и модификации на их основе, в том числе современные комфортабельные машины туристического класса «Круиз» и «Вояж».

Городские пассажирские автобусы российского производства
Это самая обширная категория, включающая технику малого, среднего, большого классов. Главные отличия городских машин – вместительные салоны, рассчитанные на большое количество стоячих пассажиров, наличие накопительных площадок, большой запас прочности. Удобный пассажирообмен обеспечивают широкие двери, большая площадь пола и его низкий уровень.

Автобусы ПАЗ

Vector NEXT (ПАЗ- 32040504). Выпускается в городской и пригородной модификациях. Пассажировместимость – 43-53 человека. Для этой машины характерен большой угол поворота передних колес, высокий ресурс двигателя (700 тыс. км), комфортабельность и безопасность, экономичный расход топлива. Рулевой механизм – интегральный с гидроусилителем. КПП – механическая. Дизельный двигатель ЯМЗ, соответствующий классу экобезопасности Евро-5. Хорошо работает на отечественном топливе, легко запускается в зимних условиях, имеет низкий уровень шума и вибраций.

ПАЗ-320402. Техника малого класса. Вместимость – 43-53 пассажира. Двигатель – дизельный Cummins/ЯМЗ. КП механическая, мосты – КААЗ. Разработаны исполнения для городских и пригородных маршрутов. Городские модификации имеют вместительные накопительные площадки, 17 сидячих мест.

ПАЗ-3237. Низкопольный автобус имеет общую вместимость 55 мест, сидячих – 17. Удобен для транспортировки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Передняя и задняя маски из пластика аналогичны маскам ЛиАЗ-5292. Дизельный двигатель Cummins, КПП автомат Allison, мосты – Raba.

Автобусы ЛиАЗ

ЛиАЗ-429260. Техника среднего класса, сидячих мест – 18+1, общая вместимость – 75. Пониженный уровень пола обеспечивает быстрый пассажирообмен. Электронное руководство подвеской обеспечивает плавное поднимание и опускание машины на неровных участках дороги. Посадку и высадку лиц с ограниченными физическими возможностями облегчает функция наклона кузова в сторону дверей и мобильная платформа. Коробка передач – автомат, экостандарт – Евро-5.

ЛиАЗ-529260. Низкопольный автобус среднего класса длиной 10,5 м. Кузов имеет двух- или трехдверное исполнение. Вместительная накопительная площадка и функция наклона кузова обеспечивают интенсивный вход/выход пассажиров. Машина оснащена аппарелью для въезда/выезда инвалидных колясок и устройствами для их надежной фиксации в салоне. Высокая маневренность позволяет легко проезжать по узким улицам. Двигатель – дизельный ЯМЗ, КП – автомат, двери складывающиеся, пневматические, с электроуправлением.

ЛиАЗ-5293. Полунизкопольный автобус большого класса общей вместимостью 104 места, сидячих – 25. На передней и средней дверях ступени отсутствуют, что обеспечивает удобную эксплуатацию транспорта в условиях интенсивного пассажиропотока. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Коробка передач автоматическая, мосты – Raba (Венгрия). Сиденья антивандальные, окна в салоне тонированные. Имеется громкоговорящее устройство.

Пассажирская техника для пригородных маршрутов
Эта техника рассчитана на междугородные перевозки внутри района или области. Используется на маршрутах, соединяющих город с дальними спальными районами, а также для пассажироперевозок в сельской местности. В отличие от городской техники, машины пригородного класса имеют большее количество сидячих мест и в основном четырехрядную схему расположения сидений. Накопительные площадки отсутствуют, стоячие пассажиры размещаются в основном в проходе, пассажирские места – средней комфортабельности.

Автобусы ПАЗ

ПАЗ-32053. Техника малого класса с общей вместимостью – 41 место. Сидячих мест – 25. Одна дверь пневматическая, вторая открывается вручную. Двигатель – бензиновый, возможен монтаж газового оборудования. Узлы и агрегаты адаптированы к российским дорогам и низкокачественным ГСМ. Бензиновый двигатель – ЗМЗ, мост – КААЗ, уровень экобезопасности – Евро-4.

ПАЗ-320412. Удлиненная версия автобуса среднего класса. Вместимость – 50-70 пассажиров, сидячих мест – 15-29. Двигатель – дизельный ЯМЗ или Cummins, подвеска усиленная. КПП механическая. Мосты – КААЗ. Норма экологической безопасности – Евро-5. Рулевое управление – с гидроусилителем. Две пневматические двери, одностворчатые с электроуправлением. Сиденья мягкие или антивандальные.

ПАЗ-4234-04. Городские автобусы среднего класса. Общая вместимость – 50 мест, сидячих – 30. Сиденья могут быть полумягкими с низкой спинкой или раздельными с высокой спинкой. Модели с дизельным двигателем оснащены предпусковым подогревателем, что облегчает эксплуатацию машины при низких температурах. Мост – КААЗ, двигатель – ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5, КП механическая.

Автобусы КАвЗ

КАвЗ 4235-61У «Аврора». Машина среднего класса общей вместимостью 54 места. Салон просторный, сиденья расположены в одну сторону. Для стоячих пассажиров имеются поручни. Две пневматические складные двустворчатые двери. Мост – КААЗ. Максимальная скорость – 100 км/час. Двигатель – дизельный ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5.

КАвЗ-4238. Является удлиненной версией КАвЗ 4235. Общая вместимость – 44 места, сидячих – 39. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Мост – КААЗ. Пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода. Сиденья нерегулируемые. Две пневматические двери прижимного типа, управление электрическое. Имеется сквозное багажное отделение объемом 4,5 м3. Норма экобезопасности – Евро-5.

Автобусы ЛиАЗ

ЛиАЗ-525665. Машина большого класса общей вместимостью 88 мест, сидячих – 44 (расположены в одном направлении). Двигатель – дизельный ЯМЗ. КП автомат, мост – Raba (Венгрия). Удобный и просторный салон. Две складные пневматические двери шириной 1300 мм. Экологическая безопасность – Евро-5. Сиденье водителя на пневмоподвеске, имеется отдельный вход.

ЛиАЗ-525657(-01). Автобус большого класса в пригородной версии имеет полную вместимость 88 мест, сидячих – 44. Разработан на базе ЛиАЗ-5256. Двигатель газовый. Мосты – Raba, КП – автомат Allison. Удобный просторный салон с поручнями.

Автобусы для междугородных перевозок
Такая техника используется только для перевозки сидящих пассажиров в комфортабельных условиях. Современные междугородные автобусы российского производства имеют вместительные багажные отделения под салоном, полки в салоне для ручной клади, систему кондиционирования, индивидуальное освещение и вентиляцию. Часто присутствуют: гардероб, бар, туалет, мини-кухня, радио- и телеаппаратура.

Автобусы КАвЗ

КАвЗ-4235-62 «Аврора». Автобус среднего класса полной вместимостью 52 места, сидячих – 29. Регулируемые мягкие сиденья направлены в одну сторону. Двери прижимные, ширина – 650 мм. Имеются поручни для стоячих пассажиров и багажные полки. Мост – КААЗ. Дизельный двигатель ЯМЗ.

КАвЗ-4238. Удлиненная версия КАвЗ-4238.Сидячих мест – 35, полная вместимость – 40. При производстве этой модели используются узлы и агрегаты иностранного изготовления. Внизу размещено сквозное багажное отделение 4,5 м3. Сиденья регулируются, двери – прижимные, в салоне – полки для небольшого багажа.

Автобусы ЛиАЗ

ЛиАЗ -525662. Машина большого класса с количеством мест – 44, общая вместимость – 66 пассажиров. Двигатель – дизельный ЯМЗ, мост – Raba, механическая коробка передач, фары – «Мерседес». Две прижимные двери, сиденья на подиуме. Глушитель имеет встроенный нейтрализатор. В нижней части машины находятся объемные отделения для крупногабаритного багажа.

ЛиАЗ-525000 «Вояж». Автобус особо большого класса. Посадочных мест – 53, общая вместимость – 60. Дизельный двигатель, шасси, мост Scania. Рассчитан на использование на длинных маршрутах – более 500 км. Соответствует международным требованиям к такому виду транспорта по активной и пассивной безопасности. Востребован в качестве корпоративного транспорта. Руль с гидроусилителем. В базовую комплектацию входит система кондиционирования. В наличии – кухня, туалет. Имеется спальное место для водителя. Тип кресел выбирается, в зависимости от способа использования транспорта.

Туристические автобусы российского производства
Пассажирская техника туристического классаотличается высоким уровнем комфорта, хорошей обзорностью, наличием крупногабаритного багажного отсека и полками для ручной клади. В салоне обычно предусмотрены: санитарное оборудование, мини-кухня, гардероб, аудио- и видеооборудование.

Автобусы ПАЗ

ПАЗ-3204. Туристическая машина малого класса с количеством сидячих мест – 29, общей вместимостью – 43. Разработана на базе пригородного транспорта. Комфорт обеспечен, благодаря мягким регулируемым сиденьям с ремнями безопасности и вместительным полкам для малогабаритного багажа. Дизельный двигатель Cummins. Мост – КААЗ, ТНВД BOSCH, класс экобезопасности – Евро-3.

Автобусы ЛиАЗ

ЛиАЗ-529000 «Круиз». Машина большого класса с 47-ю сидячими местами. Дизельный двигатель и мост – Scania. Вместительный сквозной багажный отсек объемом 11,5 м3 удобен при перевозках пассажиров с большим количеством багажа. Комфортабельные сиденья регулируются во всех направлениях. Имеются индивидуальные разводки обдува и кондиционирования, точечная подсветка. В салоне – климат-контроль, две прижимные двери, аудио- и видеооборудование. Место водителя оснащено пневматической подвеской.

Школьные автобусы
Этот транспорт для перевозок детей к учебным заведениям и на экскурсии имеет специальный разрешительный сертификат. Школьный автобус оснащен дополнительными средствами активной и пассивной безопасности. Пассажирские места с ремнями безопасности, в салоне предусмотрены дополнительные поручни, расположенные на небольшой высоте. Такая техника окрашивается в желтый цвет. Борт оклеен светоотражающей пленкой, имеются информационные таблички «Дети».

Автобусы ПАЗ

ПАЗ-32053-70. Техника малого класса с 22-мя сидячими местами. Надежные подвеска и двигатель, повышенная пассивная безопасность позволяют использовать модель для перевозки детей по пригородным маршрутам. Бензиновый двигатель ЗМЗ. Класс экобезопасности – Евро-4. Ограничение по скорости – 60 км/час. Раздельные мягкие сиденья установлены на подиуме.

ПАЗ-320570-04. Автобус малого класса с дизельным двигателем ЯМЗ. Пассажирских мест – 23. Топливная аппаратура Bosch. Благодаря предпусковому обогревателю Webasto, машина легко заводится при минусовых температурах. Сиденья мягкие, расположены на подиуме по ходу машины, оснащены ремнями безопасности.

ПАЗ-423470-04. Техника среднего класса с дизельным двигателем. Эффективна при эксплуатации в пригородах. Вместимость – 31 пассажирское место. Имеются багажные полки и стеллаж для размещения багажа. Пассажирская дверь с пневмоприводом и подножкой. Мост – КААЗ, руль с гидроусилителем.

Автобусы КАвЗ

КАвЗ-4238-65. Автобус среднего класса с дизельным силовым агрегатом ЯМЗ. Основа – машина КАвЗ-4238 с удлиненной базой. Мосты – КААЗ, КП ступенчатая механическая. Под автобусом имеется вместительное багажное отделение. Для отопления салона предусмотрены дополнительные обогреватели. На входе установлены поручни.

Специальные автобусы – пассажирские и грузопассажирские
Транспорт специального назначения адаптирован к решению конкретных задач, к которым относятся: перевозка людей и грузов в труднодоступные районы, обслуживание ритуальных мероприятий, транспортировка пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Автобусы ПАЗ

ПАЗ-3206. Полноприводная техника малого класса, относится к категории вездеходов. Число пассажирских мест – 25. Уровень проходимости сопоставим с проходимостью вездеходов военного назначения. Автобус может использоваться на дорогах с любым покрытием. Востребован в отдаленных районах, в которых машины другого класса неэффективны. Тормозная система оборудована ABS. Рулевой привод оснащен гидроусилителем.

ПАЗ-32053-80. Техника малого класса, используемая в качестве ритуальной. Количество сидячих мест – 16. Двигатель – бензиновый. Имеются две двери, одна из которых – двустворчатая, пневматическая, управляется электроприводом, ширина – 726 мм. Вторая – на запасном выходе, открывается вручную. Опционально – тонирование стекол на боковых окнах. Мост – КААЗ. Класс экологической безопасности – Евро-4.

ПАЗ-32053-20. Автобус малого класса грузопассажирского назначения. Сидячих мест – 11. Может использоваться для транспортировки пассажиров и крупногабаритных грузов. Пассажирские места расположены в передней части машины. В задней части находится грузовой отсек, доступ к которому возможен изнутри автобуса и снаружи. Двигатель – бензиновый. Мост – КААЗ. Норма экобезопасности – Евро-4.