Устройство автобуса

Устройство автобуса

Автобусами называют автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие 9 и более сидений. Бывают малой и большой вместимости. Техника большой вместимости, в которой имеется 22 и более сидячих мест, разделяется на классы: городская, междугородная, туристическая. Пригородные автобусы, не выделяемые в отдельный класс, имеют признаки городского и междугородного типов.

Авто малой вместимости разделяют на 2 класса, предназначенных для перевозки сидячих и стоячих или только сидячих пассажиров. Внутренняя комплектация пассажирских автомобилей может изменяться для их переоборудования в специализированный транспорт, предназначенный для перевозки детей, аварийных бригад, использования в качестве мобильных штабов и лабораторий, для оказания ритуальных услуг.

Из чего состоит автобус?
Существует несколько типов кузовов автобусов: капотный, вагонный, полутора- и двухэтажный. Большинство кузовов имеет вагонный тип. Общая компоновка автобусов может быть различной, но можно выделить несколько основных частей технического устройства.

Двигатель
С его помощью техника приходит в движение. Работает на бензиновом, дизельном или газовом топливе.

Существует несколько вариантов расположения двигателей:

Спереди – в автобусах вагонного типа. Недостатки – присутствие газа в салоне, шум.
Под полом – в зоне колесной базы. Преимущество – ровный пол в салоне, минусы – малый дорожный просвет, невозможность использования такой техники в плохих дорожных условиях.
Сзади. Расположение двигателя в этом случает может быть горизонтальным или вертикальным, вдоль или поперек оси автомобиля. Минус – потребность в нестандартном заднем мосте.
Шасси
В состав шасси входят: ходовая часть, управляющие механизмы, трансмиссия.

Устройство трансмиссии:

Сцепление. В некоторых автобусах его функции выполняют гидротрансформатор и гидромеханическая коробка передач.
Коробка передач. Обеспечивает возможность менять тяговую силу на передней колесной паре, давать задний ход, держать двигатель включенным в технике, стоящей на месте.
Карданная и главная передачи. Карданная передача передает крутящий момент от КП к главной передаче, от которой он передается к полуосям.
Дифференциал. Благодаря дифференциалу, колеса вращаются на поворотах с разной скоростью.
Полуоси. Передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам.
Состав ходовой части:

основание несущего кузова;
передние и задние мосты;
колеса;
рессоры;
амортизаторы.
Механизмы управления – рулевые и тормозные с ножным и ручным приводом.

Кузов

В его состав могут входить стальные сварные трубчатые каркасы, алюминиевые несварные, смешанные алюминиево-стальные, частично сварные каркасы. Современные автобусы в основном изготавливаются с применением стальных профилей. Для обшивки используют листовой прокат из прочных алюминиевых сплавов или холоднокатаной низкоуглеродистой стали, способной к холодному штампованию.

Двери – передние и задние – могут иметь различное количество створок: от одной до четырех. Пневматические механизмы, открывающие и закрывающие двери, управляются краном, находящимся в кабине у водителя. Окна, расположенные сбоку, имеют раздвижные элементы, задние окна – глухие. Стекла – закаленные полированные, безосколочные. Для облицовки потолочной части используют листовые слоистые полимерные материалы. Пол изготавливают из стального или алюминиевого листа, влагостойкой бакелированной фанеры. Сверху располагают резиновые коврики с нескользящей поверхностью.